Если ваш ребенок замкнутый
- Старайтесь вызвать у ребенка потребность эмоционального общения со всеми окружающими его взрослыми, детьми и научите получать от этого большую радость.
- Сделайте все от вас зависящее, чтобы установить особый теплый эмоциональный контакт с ребенком.
- Дозируйте свое общение с ребенком, чтобы ребенок от него не уставал.
- Не оставляйте его наедине с самим собой, привлекайте его внимание к себе.
- Помогите ему найти друзей.
- Внушайте ему уверенность в себе.
- Пытайтесь научить его использовать свои возможности.
- Побуждайте его принимать участие в ролевых играх с другими детьми.
- Найдите пути, которые помогут развивать речь ребенка, приблизив ее к возрастной норме. Помогите ребенку освободить свою речь от штампов.
- Учите ребенка заменять монологи диалогами. Совместными усилиями сводите до минимума число ЭХО-слов.
- Попытайтесь найти причины его страхов и ликвидировать их.
- Подбадривайте ребенка особенно в те моменты, когда он испытывает страх.
- Придумывайте с ребенком игры, где бы он был успешен, где бы он торжествовал над своим страхом.
- Не говорите в присутствии ребенка о раздражающих ВАС его поступках.
- Пытайтесь нивелировать агрессию, но в то же время не забывайте про то, что именно она нередко – главный и единственный источник всех контактов замкнутого ребенка с внешним миром, а также его средство обороны.
- Старайтесь даже самые начальные симптомы или признаки агрессии перевести во фрагменты игры, переключив внимание ребенка на другие действия.
- Используйте все ритуалы ребенка в нужном для вас русле.
- Дозируйте все новое в разумных для ребенка в данный момент пределах.
-
Стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека.
Если ваш ребенок застенчив
Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – общая задача педагогов и родителей. Работу по преодолению застенчивости необходимо вести согласованно. Постоянно и терпеливо со стороны взрослых.
Эта задача разрешима, но делать это надо, пока ребенок еще маленький.
С возрастом у застенчивого ребенка уже складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в своем «недостатке». Однако осознание своей застенчивости не только не помогает. А даже мешает ее преодолеть. Ребенок не в силах победить свою застенчивость, поскольку он не верит в свои силы, а то, что он фиксирует внимание на особенностях своего характера и поведения, еще больше его сковывает, поэтому:
- Расширяйте круг знакомств своего ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите ребенка в гости к знакомым людям, расширяйте маршруты прогулок, учите ребенка спокойно относится к новым местам.
- Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремится полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных вами.
- Не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения, дайте ему определенную меру свободы и открытых действий.
- Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в своих силах.
-
Время от времени привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных
с общением, МЯГКО создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось
бы вступить в контакт с «чужими» взрослыми. Например: «Нужно узнать, про что
эта книга с замечательными картинками. Давай спросим библиотекаря (продавца) и
попросим дать нам ее посмотреть». Обычно
в такой ситуации «вынужденного» общения, например, в детской библиотеке, в
гостях у соседки. Ребенок сначала скован настолько, что здоровается только
шепотом, отводя глаза. И не отрываясь от руки матери. Зато, уходя, прощается громко
и отчетливо, иногда даже улыбаясь.
Если ваш ребенок «нервный»
- Постарайтесь вместе со специалистом (психологом, психоневрологом) определить причины нервности ребенка и постарайтесь сгладить их.
- Пересмотрите стиль отношений в семье и не делите любовь ребенка между взрослыми. Не заставляйте его любить всех одинаково.
- Проанализируйте все «трещины» в своих взаимоотношениях с ребенком.
- Не ущемляйте достоинство и самолюбие.
- Не управляйте ребенком, словно роботом.
- Не требуйте от ребенка невыполнимого.
- Заблаговременно готовьте ребенка к появлению в семье новорожденного. Не разжигайте в нем ревность к другим детям.
- «Воспитывайте» ребенка наедине, не злоупотребляя своими бесконечными «Нельзя» и «Можно».
- Постарайтесь запрятать свою нервность в глубину и не закатывать истерик при ребенке.
- Говорите с ребенком больше и обо всем.
- Говорите ребенку о своих чувствах к нему «Я тебя люблю», «Как хорошо, что ты у меня есть» и т.д.
- Научитесь мыслить позитивно: «Все получится», «Все будет хорошо», «Ты будешь хорошим учеником»
- Старайтесь не показывать свой страх.
- Любите его таким, какой он есть сейчас.
Попытайтесь создать в семье благоприятный эмоциональный климат.
-
Закаливайте ребенка.
Если ваш ребенок конфликтный
-
Стремитесь сдерживать стремление ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо
обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания
чего-либо с обидой себе под нос. Конечно в всех родителе бывают моменты, когда
некогда обратить внимание на детей. И тогда чаще всего раздражаются «бури».
-
Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и
защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения.
-
После конфликта обговорите с ребенком причины его возникновения, определите
неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь
вместе с ним найти иные возможности выхода из конфликтной ситуации.
-
Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли
о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их.
-
Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в
ходе игры что-то не поделили и начали
ссориться. Лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в
него, пусть дети сами попробуют найти общий язык, ведь при этом они учатся
общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них побеждает, а другой
выступает «жертвой», следует прерывать такую игру, чтобы предотвратить
формирование робости у побежденного.
Если
рядом с вами живет конфликтный ребенок, будьте готовы к тому, что и вам
придется несколько измениться, изменить свое поведение. Это иногда бывает
довольно трудно сделать, но успеха без такого изменения вам добиться будет
очень сложно.
Если ваш ребенок левша
-
Учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность такого ребенка,
постарайтесь быть чуткими и доброжелательными с ним.
-
Создайте для него благоприятный климат в семье, в классе.
-
Не старайтесь воевать с ним из-за частого упрямства, а выходки упрямства
постарайтесь завуалировать какой-нибудь игрой.
-
Принимайте как должное особенность ребенка и не пытайтесь превратить его в
«правшу», объясняя всем и ему, что «леворуких» людей очень много и это тоже
разновидность нормы. ЭТО НОРМАЛЬНО!
-
Хвалите ребенка за самые малейшие успехи и поощряйте его художественный или
музыкальный дар, но не стремитесь «приготовить» вундеркинда.
-
Старайтесь чаще делать ребенку сюрпризы.
- Не предъявляйте завышенные требования к нему и не противопоставляйте его другим детям. Не обучайте ребенка до школы чтению, письму и иностранным языкам, т.е. тому, где его поджидают неудачи, снижающие уровень самооценки ребенка.
-
Любите его таким, какой он есть!
-
Если замечаете навязчивые стремления, опасения или страхи, обратитесь
немедленно к специалисту.
-
Не подчеркивайте лишний раз при знакомых или просто посторонних людях, что ваш
ребенок – левша.
-
Не предъявляйте ребенку-левше завышенных требований.
-
Поверьте в своего ребенка-левшу!
Если ваш ребенок гиперактивный
В основе гиперактивности – ММД (минимальная мозговая дисфункция). В 85% случаев причиной является патология беременности или родов.
- Будьте последовательны и постоянны в требованиях.
- Приготовьтесь к возможным срывам и неудачам.
- Необходимо откликнуться на любые позитивные сдвиги.
- Примерное отношение похвалы к порицанию – 3/1 (хвалить следует не слишком эмоционально).
- Необходимо избегать в своей речи запугиваний и запретов типа «не смей», «нельзя».
- Необходимо каждое новое задание сопровождать четкой инструкцией, понятной ребенку.
- Будьте терпеливы, приготовьтесь к многократному повторению.
- Учите концентрировать внимание на каком-то одном предмете.
- Учитесь предупреждать возможные срывы (для этого, прежде всего, нужно суметь вовремя заметить «предвестники» возникновения таких срывов).
- Давайте гиперактивным детям несложные долговременные поручения и постоянно контролируйте их выполнение.
- Общайтесь мягко, спокойно, без криков и восторженных интонаций.
- Необходимо определять таким детям четкие границы дозволенного, отслеживать «обратную связь».
- Запретов немного, в четкой, непреклонной форме. Применять санкции за их невыполнение, соблюдать последовательность при их исполнении.
- Соблюдение четкого режима (такие дети быстро утомляются, снижается самоконтроль, нарастает гиперактивность).
- Оградить от длительных занятий на компьютере и просмотра ТВ.
- Из спортивных секций таким детям больше подходят плавание, бег.
- Полезны прогулки с родителями перед сном.
-
С гиперактивным ребенком следует больше общаться, говорить по душам.
Если ваш ребенок медлителен
- Если ваш ребенок «копуша», попробуйте изменить свою тактику. Главное – не торопить, не подгонять ребенка, не напоминать ему о его медлительности, неловкости.
- По возможности разгрузите ребенка, снимите все дополнительные нагрузки.
- Организовывая работу с медлительным ребенком, не забывайте о перерывах, физкультминутках.
- Проконтролируйте все элементы режима дня: сон, отдых на воздухе, питание, двигательную активность.
- Помните, вашему ребенку нужно время для «раскачки» (он с трудом просыпается, долго собирается в школу – разбудите его пораньше и т.д.).
- Не конфликтуйте вечером, перед сном, не корите за долгие сборы ко сну.
- Необходимо сделать все, чтобы, осознавая свою медлительность, ребенок в то же время не чувствовал свою ущербность, неспособность.
- Нужно облегчить ребенку выполнение всех повседневных дел, и помочь в этом может четко организованный режим дня. Если ребенок привыкнет (а это требует времени, поэтому наберитесь терпения) в одно и то же время вставать и ложиться спать, а в дальнейшем делать уроки, то справиться с самим собой ему будет гораздо легче.
- Можно придумать какую-нибудь игру, которая поможет ребенку преодолеть свою медлительность, можно делать вместе, соревнуясь (при этом важно не переборщить и подстроиться под его темп).
-
Важно, чтобы взрослые всегда были спокойны и доброжелательны. Можно подшутить
над «копушей», но по-доброму, без раздражения. Можно подчеркнуть это качество у
себя, и пусть посмеется ребенок.
Помните,
что оттого что ваш ребенок медлительный, он не «хороший» или «плохой», а просто
вот такой, какой есть и ему нужно помочь адаптироваться и в школе, и в жизни.
При этом вы и сами должны быть достаточно организованы, иначе успеха не будет.
Если ваш ребенок упрямый
- Обвиняя своего ребенка в упрямстве, задумайтесь, не упрямы ли вы сами… Постарайтесь переключить внимание ребенка на что-то захватывающее, когда он упрямится, на что-то интересное для него, соответствующее тому полусказочному миру, в котором он живет.
- Нет ли в том вашей вины. Что ребенок упрямится? Задумайтесь над этим… Не раздражаетесь ли вы на нем, не скрывая своего раздражения, помня лишь об обязанностях его и забывая о правах? Вспомните, желанным ли он был? А если вдруг нет…? Упрям ли он на самом деле или просто жертва конфликта, потому что, когда конфликты в семье постоянны и родители все свое время на поле боя друг с другом. Ребенок невольно впитывает их дух. Он подражает маме и папе – что в этом плохого? Ведь атмосфера негативизма – обычное состояние семьи. Когда вы как будто ни в чем не виноваты, а послекризисный «дух противоречия» у вашего ребенка все нарастает и нарастает, волнуя очень и беспокоя его самого, ни в коем случае не ругайте ребенка.
Задумайтесь, что его мучает. Такое поведение обычно сопровождает длительный и неразрешимый для ребенка эмоциональный стресс. Где его источник…? Если стресс не прекратиться, - то это путь к неврозу. Ваши замечания, которым он не в силах следовать, еще сильнее перевозбуждают его и делают упрямым без предела.
Чтобы упрямство не осложняло вашу жизнь и жизнь вашего ребенка. не создавайте себе искусственных проблем. Остановитесь на мгновение и вспомните себя, каким вы были в детстве.
Когда ребенок особенно упрям, не надо, чтобы вас зацикливало так же, как и его. Найдите способ переключить его интерес, подберите задание, чтобы он выполнил его, и не забудьте похвалить его (создайте ситуацию успеха). Не спорьте с ребенком и не ссорьтесь с ним.
Упрямство может быть проявлением не только возрастных особенностей ребенка, но и свидетельствовать о заболевании малыша. Ни в коем случае не требуйте от ребенка невозможного и не пытайтесь унизить его чувство собственного достоинства. Не ведите борьбу с ребенком по разным поводам и пустякам. Не старайтесь одерживать сплошные победы в своих воспитательных мероприятиях, касающихся особенно неукоснительного выполнения основных режимных моментов. Здоровый ребенок не может беспрекословно подчиняться вам.
Если ваш ребенок не
вежлив
-
Чем раньше вы начнете учить своего ребенка хорошим манерам, тем скорее
добьетесь результата. Если в семье не заложены основы хорошего воспитания, то
грубость и даже цинизм, свойственные многим детям, могут стать их сутью.
- Будьте последовательны. Сами оставайтесь в рамках правил. Если у вас гости и ребенок забыл сказать «спасибо» за подарок, указать на его ошибку при всех – по крайней мере, невежливо, а у ранимых детей можно очень глубоко задеть самолюбие. Как только вы сами скажете «спасибо», ребенок присоединиться и в следующий раз сделает это уже автоматически.
-
Как быть, если дети вмешиваются в разговор? Остановить нужно обязательно. Но
прерывать детскую речь невежливо вдвойне. Компромиссный вариант: «Я хочу
закончить свой рассказ, а потом мы все с удовольствием выслушаем тебя».
-
Если вы пришли к кому-то в гости, договоритесь заранее с хозяевами дома, что
дозволено вашему чаду, а что нет. Пусть замечания делает чужой человек – к его
мнению ребенок скорее прислушается.
-
Если вы замечаете, что грубые манеры укоренились, бесполезно говорить ребенку:
«Ты груб». Лучше сказать: «В последнее время я замечаю в твоем лексиконе все
больше грубых слов». Скажите о своих чувствах: «Мне обидно, когда в доме звучат
грубые, невежливые слова». Объясните, почему это плохо, пусть даже во дворе
все, по мнению ребенка, так говорят. Выражая свое отношение таким образом, вы
не задеваете личность о достоинство ребенка. А значит, есть шанс быть
услышанным.
-
Тренируйте вежливое поведение ребенка в таких ситуациях: в транспорте, у врача,
в магазине, в гостях, вежливое приветствие и прощание, просьба и благодарность,
поведение за столом, умение уступить и утешить, умение поздравить, навестить
больного.
Если ваш ребенок агрессивен
Необходимо тщательно проанализировать причины агрессивности, по возможности устранить трудности, испытываемые ребенком, а затем формировать недостающие умения, навыки, установки.
- Не подавляйте агрессию ребенка с помощью силы. Не отвечайте на нее вспышками своего гнева: ребенок усвоит эти формы поведения, и будет применять в будущем.
- Наказывая ребенка, не унижайте его и не угрожайте ему. Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения.
- В минуты, когда вы разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить.
- Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы сможете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята.
- Дайте возможность ребенку выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать «потрет» врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась.
- Не пытайтесь что-либо внушить ребенку в минуты приступа его агрессии – это бесполезно.
- Если ребенок ведет себя агрессивно, остановите занесенную для удара руку ребенка, удержите за плечи и твердо скажите «нельзя», учите выражать гнев словами, в вежливой форме («Я злюсь!», «Я сердит!»).
- Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести».
- Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть его. Ему необходимо знать, что он нужен и важен для вас.
- Делитесь с ним своим опытом, рассказывайте о своем детстве, победах и неудачах. Если в семье несколько детей. уделяйте внимание каждому из них в отдельности.
- Помните, что внимательность и огромное терпение со стороны взрослых – обязательное условие успеха.
-
Любите своего ребенка, какой он есть!
Если ваш ребенок испытывает страх
- Первым делом выясните причину страха.
- При выборе воспитательных мероприятий учитывайте, что страхи имеют непроизвольный и неосознанный характер.
- Помните, что ребенок не может управлять своим поведением и не владеет собой, поэтому словесные убеждения неэффективны.
- Ни в коем случае не наказывайте ребенка.
- Ни в коем случае не запугивайте ребенка, и даже в том случае, когда родители сами опасаются за его безопасность.
- Не напоминайте ребенку о страхе. Не злоупотребляйте чтением сказок и просмотром кинофильмов.
- Обучайте терпимости к страху и управлению им, а в некоторых случаях и противодействию источникам страха.
- Когда ребенок боится темноты и замкнутого пространства, зажгите лампу, откройте двери, полежите вместе с ребенком.
- Чтобы ребенку не страшно было спать, пусть и любимая игрушка заснет в его кроватке.
- Постарайтесь проигрывать с ребенком пугающие его события в специальной ролевой игре, где бы страшное показалось смешным или обыденным. Ребенок боится собак, затейте с ним игру в пограничника, где он будет пограничником с любимой собакой, или пусть игрушечная собака расскажет ему, что она думает о нем, как переживала, когда малым убегал от нее, ей так хотелось иметь настоящего друга. Если боится темноты, поиграйте с ним в темной комнате в разведчика, если боится врача – в больницу. Главное – игра должна быть интересной, захватывающей, и конечный результат – убеждение ребенка, что его страх напрасный.
- Дайте ребенку карандаши, пусть он рисует свои страхи. Пусть он затем уничтожит свой рисунок – порвет, сомнет, выбросит, и убедите ребенка, что так же в точности он поступил со своим страхом.
- Расскажите побольше о предмете страха, как он устроен и т.д.
- С целью привыкания за вознаграждение попросите ребенка побыть вместе с предметом страха.
- Ищите свой способ преодоления страха у вашего ребенка, учитывая его особенности, но делайте это крайне осторожно, лучше после согласования со специалистом-психологом.
- Не принуждайте ребенка делать то, что он еще не в силах сделать.
- Любите и понимайте своего ребенка!
Если ваш ребенок страдает
энурезом
- Не наказывать и не ругать ребенка.
- Не упрекать ребенка.
- Делать вид, что ничего страшного не произошло, что все поправимо.
- Вселять веру в себя, развивать чувство уверенности в себе.
- Вспоминать, между прочим, о тех детях, которые когда-то тоже страдали энурезом и уже давно забыли об этом.
- Не давать замыкаться на своей проблеме.
- Поощрять игры со сверстниками.
- Успокаивать и одобрять.
- Лишний раз не демонстрировать перед ребенком свою чистоплотность и опрятность.
- При бурной реакции протеста использовать метод игнорирования.
- Поощрять (когда он проснется сухим, что-то сделать приятное, одобрить, не оставить незамеченным).
- Не давать пить на ночь много жидкости, дайте несколько ложечек сладкого сиропа.
- Ограждать спящего ребенка от посторонних звуков и шумов.
- Любить ребенка, дать ему почувствовать,
что он любим.
Если ваш ребенок делает
все наперекор
РЕБЕНОК «ПРОСТО НАРОЧНО ВЫВОДИТ ВАС ИЗ СЕБЯ?»
Отложите самые срочные свои дела и уделите ему хоть немного времени. Очевидно, сыну или дочери очень не хватает общения с вами. Потребность в контакте может выражаться и в такой неприятной форме. Поэтому будьте всегда в курсе дел и проблем своего ребенка.
Вам
кажется, что ребенок нарочно выводит вас из себя? Скорее всего, это не так.
Попробуйте разрешить конфликт мирно. Если вы переполнены отрицательными
чувствами, то не ругайте ребенка, а скажите о своих чувствах. Например: «Мне
обидно, когда мои просьбы остаются без ответа и внимания. Тогда мне кажется,
что меня не уважают».
ВЫ ЗОВЕТЕ РЕБЕНКА ОБЕДАТЬ, А ОН НЕ ИДЕТ?
Позовите
еще раз, не сердясь. И еще раз. Ничего унизительного для взрослого в этом нет.
Ребенок не может бросить игру по первому нашему требованию: времени для
переключения с одного занятия на другое ему надо гораздо больше. Чем взрослому.
Если вы хотите, чтобы ребенок сел за стол вместе с вами, предупредите его за
двадцать минут до того, как собираетесь обедать.
РЕБЕНОК НЕ ОБРАЩАЕТ НА ВАШИ ЗАМЕЧАНИЯ И ЗАПРЕТЫ НИКАКОГО ВНИМАНИЯ?
Делайте их как можно реже. Попробуйте сосчитать, сколько их у вас получается за день, сократите их хотя бы до тридцати двух.
С
другой стороны, приучите ребенка считаться с вами. Говорите ребенку о своих
чувствах, проблемах, усталости. Дайте ему возможность стать на вашу точку
зрения, помочь вам, пожалеть вас. Но и сами считайтесь с ребенком, выслушивайте
его. Атмосфера семьи должна быть проникнута предупредительностью и
взаимопониманием.
ВАШИ ДЕТИ КРИЧАТ, КРИВЛЯЮТСЯ, БРОСАЮТ ВЕЩИ, ГРИМАСНИЧАЮТ?
Срочно
дайте пищу для ума. Дети «бесятся», если они интеллектуально недогружены.
Предложите любое достаточно сложное для этого возраста занятие, требующее
напряжения ума и памяти. И вы обойдетесь без наказания.
ПОЧЕМУ
РЕБЕНОК НЕ СЛУШАЕТСЯ?
Общие
причины непослушания:
Основные
причины капризов:
Основные
причины упрямства
Если ребенок не слушается, надо:
« Январь 2025 » Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31