Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Советы родителям
Если ваш ребенок замкнутый - Старайтесь вызвать у ребенка потребность эмоционального общения со всеми окружающими его взрослыми, детьми и научите получать от этого большую радость. - Сделайте все от вас зависящее, чтобы установить особый теплый эмоциональный контакт с ребенком. - Дозируйте свое общение с ребенком, чтобы ребенок от него не уставал. - Не оставляйте его наедине с самим собой, привлекайте его внимание к себе. - Помогите ему найти друзей. - Внушайте ему уверенность в себе. - Пытайтесь научить его использовать свои возможности. - Побуждайте его принимать участие в ролевых играх с другими детьми. - Найдите пути, которые помогут развивать речь ребенка, приблизив ее к возрастной норме. Помогите ребенку освободить свою речь от штампов. - Учите ребенка заменять монологи диалогами. Совместными усилиями сводите до минимума число ЭХО-слов. - Попытайтесь найти причины его страхов и ликвидировать их. - Подбадривайте ребенка особенно в те моменты, когда он испытывает страх. - Придумывайте с ребенком игры, где бы он был успешен, где бы он торжествовал над своим страхом. - Не говорите в присутствии ребенка о раздражающих ВАС его поступках. - Пытайтесь нивелировать агрессию, но в то же время не забывайте про то, что именно она нередко – главный и единственный источник всех контактов замкнутого ребенка с внешним миром, а также его средство обороны. - Старайтесь даже самые начальные симптомы или признаки агрессии перевести во фрагменты игры, переключив внимание ребенка на другие действия. - Используйте все ритуалы ребенка в нужном для вас русле. - Дозируйте все новое в разумных для ребенка в данный момент пределах. -
Стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека. Если ваш ребенок застенчив Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – общая задача педагогов и родителей. Работу по преодолению застенчивости необходимо вести согласованно. Постоянно и терпеливо со стороны взрослых. Эта задача разрешима, но делать это надо, пока ребенок еще маленький. С возрастом у застенчивого ребенка уже складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в своем «недостатке». Однако осознание своей застенчивости не только не помогает. А даже мешает ее преодолеть. Ребенок не в силах победить свою застенчивость, поскольку он не верит в свои силы, а то, что он фиксирует внимание на особенностях своего характера и поведения, еще больше его сковывает, поэтому: - Расширяйте круг знакомств своего ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите ребенка в гости к знакомым людям, расширяйте маршруты прогулок, учите ребенка спокойно относится к новым местам. - Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремится полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных вами. - Не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения, дайте ему определенную меру свободы и открытых действий. - Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в своих силах. -
Время от времени привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных
с общением, МЯГКО создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось
бы вступить в контакт с «чужими» взрослыми. Например: «Нужно узнать, про что
эта книга с замечательными картинками. Давай спросим библиотекаря (продавца) и
попросим дать нам ее посмотреть». Обычно
в такой ситуации «вынужденного» общения, например, в детской библиотеке, в
гостях у соседки. Ребенок сначала скован настолько, что здоровается только
шепотом, отводя глаза. И не отрываясь от руки матери. Зато, уходя, прощается громко
и отчетливо, иногда даже улыбаясь. Если ваш ребенок «нервный» - Постарайтесь вместе со специалистом (психологом, психоневрологом) определить причины нервности ребенка и постарайтесь сгладить их. - Пересмотрите стиль отношений в семье и не делите любовь ребенка между взрослыми. Не заставляйте его любить всех одинаково. - Проанализируйте все «трещины» в своих взаимоотношениях с ребенком. - Не ущемляйте достоинство и самолюбие. - Не управляйте ребенком, словно роботом. - Не требуйте от ребенка невыполнимого. - Заблаговременно готовьте ребенка к появлению в семье новорожденного. Не разжигайте в нем ревность к другим детям. - «Воспитывайте» ребенка наедине, не злоупотребляя своими бесконечными «Нельзя» и «Можно». - Постарайтесь запрятать свою нервность в глубину и не закатывать истерик при ребенке. - Говорите с ребенком больше и обо всем. - Говорите ребенку о своих чувствах к нему «Я тебя люблю», «Как хорошо, что ты у меня есть» и т.д. - Научитесь мыслить позитивно: «Все получится», «Все будет хорошо», «Ты будешь хорошим учеником» - Старайтесь не показывать свой страх. - Любите его таким, какой он есть сейчас. Попытайтесь создать в семье благоприятный эмоциональный климат. -
Закаливайте ребенка. Если ваш ребенок конфликтный -
Стремитесь сдерживать стремление ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо
обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания
чего-либо с обидой себе под нос. Конечно в всех родителе бывают моменты, когда
некогда обратить внимание на детей. И тогда чаще всего раздражаются «бури». -
Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и
защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения. -
После конфликта обговорите с ребенком причины его возникновения, определите
неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь
вместе с ним найти иные возможности выхода из конфликтной ситуации. -
Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли
о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их. -
Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в
ходе игры что-то не поделили и начали
ссориться. Лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в
него, пусть дети сами попробуют найти общий язык, ведь при этом они учатся
общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них побеждает, а другой
выступает «жертвой», следует прерывать такую игру, чтобы предотвратить
формирование робости у побежденного. Если
рядом с вами живет конфликтный ребенок, будьте готовы к тому, что и вам
придется несколько измениться, изменить свое поведение. Это иногда бывает
довольно трудно сделать, но успеха без такого изменения вам добиться будет
очень сложно. Если ваш ребенок левша -
Учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность такого ребенка,
постарайтесь быть чуткими и доброжелательными с ним. -
Создайте для него благоприятный климат в семье, в классе. -
Не старайтесь воевать с ним из-за частого упрямства, а выходки упрямства
постарайтесь завуалировать какой-нибудь игрой. -
Принимайте как должное особенность ребенка и не пытайтесь превратить его в
«правшу», объясняя всем и ему, что «леворуких» людей очень много и это тоже
разновидность нормы. ЭТО НОРМАЛЬНО! -
Хвалите ребенка за самые малейшие успехи и поощряйте его художественный или
музыкальный дар, но не стремитесь «приготовить» вундеркинда. -
Старайтесь чаще делать ребенку сюрпризы. - Не предъявляйте завышенные требования к нему и не противопоставляйте его другим детям. Не обучайте ребенка до школы чтению, письму и иностранным языкам, т.е. тому, где его поджидают неудачи, снижающие уровень самооценки ребенка. -
Любите его таким, какой он есть! -
Если замечаете навязчивые стремления, опасения или страхи, обратитесь
немедленно к специалисту. -
Не подчеркивайте лишний раз при знакомых или просто посторонних людях, что ваш
ребенок – левша. -
Не предъявляйте ребенку-левше завышенных требований. -
Поверьте в своего ребенка-левшу! Если ваш ребенок гиперактивный В основе гиперактивности – ММД (минимальная мозговая дисфункция). В 85% случаев причиной является патология беременности или родов. - Будьте последовательны и постоянны в требованиях. - Приготовьтесь к возможным срывам и неудачам. - Необходимо откликнуться на любые позитивные сдвиги. - Примерное отношение похвалы к порицанию – 3/1 (хвалить следует не слишком эмоционально). - Необходимо избегать в своей речи запугиваний и запретов типа «не смей», «нельзя». - Необходимо каждое новое задание сопровождать четкой инструкцией, понятной ребенку. - Будьте терпеливы, приготовьтесь к многократному повторению. - Учите концентрировать внимание на каком-то одном предмете. - Учитесь предупреждать возможные срывы (для этого, прежде всего, нужно суметь вовремя заметить «предвестники» возникновения таких срывов). - Давайте гиперактивным детям несложные долговременные поручения и постоянно контролируйте их выполнение. - Общайтесь мягко, спокойно, без криков и восторженных интонаций. - Необходимо определять таким детям четкие границы дозволенного, отслеживать «обратную связь». - Запретов немного, в четкой, непреклонной форме. Применять санкции за их невыполнение, соблюдать последовательность при их исполнении. - Соблюдение четкого режима (такие дети быстро утомляются, снижается самоконтроль, нарастает гиперактивность). - Оградить от длительных занятий на компьютере и просмотра ТВ. - Из спортивных секций таким детям больше подходят плавание, бег. - Полезны прогулки с родителями перед сном. -
С гиперактивным ребенком следует больше общаться, говорить по душам. Если ваш ребенок медлителен - Если ваш ребенок «копуша», попробуйте изменить свою тактику. Главное – не торопить, не подгонять ребенка, не напоминать ему о его медлительности, неловкости. - По возможности разгрузите ребенка, снимите все дополнительные нагрузки. - Организовывая работу с медлительным ребенком, не забывайте о перерывах, физкультминутках. - Проконтролируйте все элементы режима дня: сон, отдых на воздухе, питание, двигательную активность. - Помните, вашему ребенку нужно время для «раскачки» (он с трудом просыпается, долго собирается в школу – разбудите его пораньше и т.д.). - Не конфликтуйте вечером, перед сном, не корите за долгие сборы ко сну. - Необходимо сделать все, чтобы, осознавая свою медлительность, ребенок в то же время не чувствовал свою ущербность, неспособность. - Нужно облегчить ребенку выполнение всех повседневных дел, и помочь в этом может четко организованный режим дня. Если ребенок привыкнет (а это требует времени, поэтому наберитесь терпения) в одно и то же время вставать и ложиться спать, а в дальнейшем делать уроки, то справиться с самим собой ему будет гораздо легче. - Можно придумать какую-нибудь игру, которая поможет ребенку преодолеть свою медлительность, можно делать вместе, соревнуясь (при этом важно не переборщить и подстроиться под его темп). -
Важно, чтобы взрослые всегда были спокойны и доброжелательны. Можно подшутить
над «копушей», но по-доброму, без раздражения. Можно подчеркнуть это качество у
себя, и пусть посмеется ребенок. Помните,
что оттого что ваш ребенок медлительный, он не «хороший» или «плохой», а просто
вот такой, какой есть и ему нужно помочь адаптироваться и в школе, и в жизни.
При этом вы и сами должны быть достаточно организованы, иначе успеха не будет. Если ваш ребенок упрямый - Обвиняя своего ребенка в упрямстве, задумайтесь, не упрямы ли вы сами… Постарайтесь переключить внимание ребенка на что-то захватывающее, когда он упрямится, на что-то интересное для него, соответствующее тому полусказочному миру, в котором он живет. - Нет ли в том вашей вины. Что ребенок упрямится? Задумайтесь над этим… Не раздражаетесь ли вы на нем, не скрывая своего раздражения, помня лишь об обязанностях его и забывая о правах? Вспомните, желанным ли он был? А если вдруг нет…? Упрям ли он на самом деле или просто жертва конфликта, потому что, когда конфликты в семье постоянны и родители все свое время на поле боя друг с другом. Ребенок невольно впитывает их дух. Он подражает маме и папе – что в этом плохого? Ведь атмосфера негативизма – обычное состояние семьи. Когда вы как будто ни в чем не виноваты, а послекризисный «дух противоречия» у вашего ребенка все нарастает и нарастает, волнуя очень и беспокоя его самого, ни в коем случае не ругайте ребенка. Задумайтесь, что его мучает. Такое поведение обычно сопровождает длительный и неразрешимый для ребенка эмоциональный стресс. Где его источник…? Если стресс не прекратиться, - то это путь к неврозу. Ваши замечания, которым он не в силах следовать, еще сильнее перевозбуждают его и делают упрямым без предела. Чтобы упрямство не осложняло вашу жизнь и жизнь вашего ребенка. не создавайте себе искусственных проблем. Остановитесь на мгновение и вспомните себя, каким вы были в детстве. Когда ребенок особенно упрям, не надо, чтобы вас зацикливало так же, как и его. Найдите способ переключить его интерес, подберите задание, чтобы он выполнил его, и не забудьте похвалить его (создайте ситуацию успеха). Не спорьте с ребенком и не ссорьтесь с ним. Упрямство может быть проявлением не только возрастных особенностей ребенка, но и свидетельствовать о заболевании малыша. Ни в коем случае не требуйте от ребенка невозможного и не пытайтесь унизить его чувство собственного достоинства. Не ведите борьбу с ребенком по разным поводам и пустякам. Не старайтесь одерживать сплошные победы в своих воспитательных мероприятиях, касающихся особенно неукоснительного выполнения основных режимных моментов. Здоровый ребенок не может беспрекословно подчиняться вам. Если ваш ребенок не
вежлив -
Чем раньше вы начнете учить своего ребенка хорошим манерам, тем скорее
добьетесь результата. Если в семье не заложены основы хорошего воспитания, то
грубость и даже цинизм, свойственные многим детям, могут стать их сутью. - Будьте последовательны. Сами оставайтесь в рамках правил. Если у вас гости и ребенок забыл сказать «спасибо» за подарок, указать на его ошибку при всех – по крайней мере, невежливо, а у ранимых детей можно очень глубоко задеть самолюбие. Как только вы сами скажете «спасибо», ребенок присоединиться и в следующий раз сделает это уже автоматически. -
Как быть, если дети вмешиваются в разговор? Остановить нужно обязательно. Но
прерывать детскую речь невежливо вдвойне. Компромиссный вариант: «Я хочу
закончить свой рассказ, а потом мы все с удовольствием выслушаем тебя». -
Если вы пришли к кому-то в гости, договоритесь заранее с хозяевами дома, что
дозволено вашему чаду, а что нет. Пусть замечания делает чужой человек – к его
мнению ребенок скорее прислушается. -
Если вы замечаете, что грубые манеры укоренились, бесполезно говорить ребенку:
«Ты груб». Лучше сказать: «В последнее время я замечаю в твоем лексиконе все
больше грубых слов». Скажите о своих чувствах: «Мне обидно, когда в доме звучат
грубые, невежливые слова». Объясните, почему это плохо, пусть даже во дворе
все, по мнению ребенка, так говорят. Выражая свое отношение таким образом, вы
не задеваете личность о достоинство ребенка. А значит, есть шанс быть
услышанным. -
Тренируйте вежливое поведение ребенка в таких ситуациях: в транспорте, у врача,
в магазине, в гостях, вежливое приветствие и прощание, просьба и благодарность,
поведение за столом, умение уступить и утешить, умение поздравить, навестить
больного. Если ваш ребенок агрессивен Необходимо тщательно проанализировать причины агрессивности, по возможности устранить трудности, испытываемые ребенком, а затем формировать недостающие умения, навыки, установки. - Не подавляйте агрессию ребенка с помощью силы. Не отвечайте на нее вспышками своего гнева: ребенок усвоит эти формы поведения, и будет применять в будущем. - Наказывая ребенка, не унижайте его и не угрожайте ему. Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения. - В минуты, когда вы разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить. - Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы сможете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята. - Дайте возможность ребенку выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать «потрет» врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась. - Не пытайтесь что-либо внушить ребенку в минуты приступа его агрессии – это бесполезно. - Если ребенок ведет себя агрессивно, остановите занесенную для удара руку ребенка, удержите за плечи и твердо скажите «нельзя», учите выражать гнев словами, в вежливой форме («Я злюсь!», «Я сердит!»). - Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести». - Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть его. Ему необходимо знать, что он нужен и важен для вас. - Делитесь с ним своим опытом, рассказывайте о своем детстве, победах и неудачах. Если в семье несколько детей. уделяйте внимание каждому из них в отдельности. - Помните, что внимательность и огромное терпение со стороны взрослых – обязательное условие успеха. -
Любите своего ребенка, какой он есть! Если ваш ребенок испытывает страх - Первым делом выясните причину страха. - При выборе воспитательных мероприятий учитывайте, что страхи имеют непроизвольный и неосознанный характер. - Помните, что ребенок не может управлять своим поведением и не владеет собой, поэтому словесные убеждения неэффективны. - Ни в коем случае не наказывайте ребенка. - Ни в коем случае не запугивайте ребенка, и даже в том случае, когда родители сами опасаются за его безопасность. - Не напоминайте ребенку о страхе. Не злоупотребляйте чтением сказок и просмотром кинофильмов. - Обучайте терпимости к страху и управлению им, а в некоторых случаях и противодействию источникам страха. - Когда ребенок боится темноты и замкнутого пространства, зажгите лампу, откройте двери, полежите вместе с ребенком. - Чтобы ребенку не страшно было спать, пусть и любимая игрушка заснет в его кроватке. - Постарайтесь проигрывать с ребенком пугающие его события в специальной ролевой игре, где бы страшное показалось смешным или обыденным. Ребенок боится собак, затейте с ним игру в пограничника, где он будет пограничником с любимой собакой, или пусть игрушечная собака расскажет ему, что она думает о нем, как переживала, когда малым убегал от нее, ей так хотелось иметь настоящего друга. Если боится темноты, поиграйте с ним в темной комнате в разведчика, если боится врача – в больницу. Главное – игра должна быть интересной, захватывающей, и конечный результат – убеждение ребенка, что его страх напрасный. - Дайте ребенку карандаши, пусть он рисует свои страхи. Пусть он затем уничтожит свой рисунок – порвет, сомнет, выбросит, и убедите ребенка, что так же в точности он поступил со своим страхом. - Расскажите побольше о предмете страха, как он устроен и т.д. - С целью привыкания за вознаграждение попросите ребенка побыть вместе с предметом страха. - Ищите свой способ преодоления страха у вашего ребенка, учитывая его особенности, но делайте это крайне осторожно, лучше после согласования со специалистом-психологом. - Не принуждайте ребенка делать то, что он еще не в силах сделать. - Любите и понимайте своего ребенка! Если ваш ребенок страдает
энурезом - Не наказывать и не ругать ребенка. - Не упрекать ребенка. - Делать вид, что ничего страшного не произошло, что все поправимо. - Вселять веру в себя, развивать чувство уверенности в себе. - Вспоминать, между прочим, о тех детях, которые когда-то тоже страдали энурезом и уже давно забыли об этом. - Не давать замыкаться на своей проблеме. - Поощрять игры со сверстниками. - Успокаивать и одобрять. - Лишний раз не демонстрировать перед ребенком свою чистоплотность и опрятность. - При бурной реакции протеста использовать метод игнорирования. - Поощрять (когда он проснется сухим, что-то сделать приятное, одобрить, не оставить незамеченным). - Не давать пить на ночь много жидкости, дайте несколько ложечек сладкого сиропа. - Ограждать спящего ребенка от посторонних звуков и шумов. - Любить ребенка, дать ему почувствовать,
что он любим. Если ваш ребенок делает
все наперекор РЕБЕНОК «ПРОСТО НАРОЧНО ВЫВОДИТ ВАС ИЗ СЕБЯ?» Отложите самые срочные свои дела и уделите ему хоть немного времени. Очевидно, сыну или дочери очень не хватает общения с вами. Потребность в контакте может выражаться и в такой неприятной форме. Поэтому будьте всегда в курсе дел и проблем своего ребенка. Вам
кажется, что ребенок нарочно выводит вас из себя? Скорее всего, это не так.
Попробуйте разрешить конфликт мирно. Если вы переполнены отрицательными
чувствами, то не ругайте ребенка, а скажите о своих чувствах. Например: «Мне
обидно, когда мои просьбы остаются без ответа и внимания. Тогда мне кажется,
что меня не уважают». ВЫ ЗОВЕТЕ РЕБЕНКА ОБЕДАТЬ, А ОН НЕ ИДЕТ? Позовите
еще раз, не сердясь. И еще раз. Ничего унизительного для взрослого в этом нет.
Ребенок не может бросить игру по первому нашему требованию: времени для
переключения с одного занятия на другое ему надо гораздо больше. Чем взрослому.
Если вы хотите, чтобы ребенок сел за стол вместе с вами, предупредите его за
двадцать минут до того, как собираетесь обедать. РЕБЕНОК НЕ ОБРАЩАЕТ НА ВАШИ ЗАМЕЧАНИЯ И ЗАПРЕТЫ НИКАКОГО ВНИМАНИЯ? Делайте их как можно реже. Попробуйте сосчитать, сколько их у вас получается за день, сократите их хотя бы до тридцати двух. С
другой стороны, приучите ребенка считаться с вами. Говорите ребенку о своих
чувствах, проблемах, усталости. Дайте ему возможность стать на вашу точку
зрения, помочь вам, пожалеть вас. Но и сами считайтесь с ребенком, выслушивайте
его. Атмосфера семьи должна быть проникнута предупредительностью и
взаимопониманием. ВАШИ ДЕТИ КРИЧАТ, КРИВЛЯЮТСЯ, БРОСАЮТ ВЕЩИ, ГРИМАСНИЧАЮТ? Срочно
дайте пищу для ума. Дети «бесятся», если они интеллектуально недогружены.
Предложите любое достаточно сложное для этого возраста занятие, требующее
напряжения ума и памяти. И вы обойдетесь без наказания. ПОЧЕМУ
РЕБЕНОК НЕ СЛУШАЕТСЯ? Общие
причины непослушания: Основные
причины капризов: Основные
причины упрямства Если ребенок не слушается, надо:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||